РОССНГС

A+ A A-

РЕШЕНИЕ VII Российской научно-практической конференции

РЕШЕНИЕ

VIIРоссийской научно-практической конференции

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НЕФТЕГАЗОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

«Безопасность и неразрушающий контроль при строительстве и эксплуатации трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа»

 

17.11.2016г.                                                                                                 г.Москва

 

Проблема обеспечения безопасности энергетической системы страны в настоящее время становится основной задачей, как текущей, так и перспективной политики российского государства. При этом надежная трубопроводная система  является одной из  важнейших составляющих в обеспечении энергетической безопасности страны.

Протяжённость трубопроводных магистралей природного газа, нефти и продуктов их переработки в России составляет более 263,4 тыс. км., из них: магистральные газопроводы – 180,2 тыс.км., магистральные нефтепроводы – 55,3 тыс.км., магистральные продуктопроводы – 22,2 тыс.км., в том числе: аммиакопроводы - 1,4 тыс.км; трубопроводы ШФЛУ – 4,3 тыс.км. Протяженность  промысловых трубопроводов составляет 350 тыс. км. По некоторым технологическим трубопроводным коридорам транспортируется до 250 млрд. м3 газа в год, а на отдельных участках суммарная производительность достигает 340 млрд. м3 в год. Естественно, такая концентрация создаёт зону высокого риска, особенно на пересечении технологических коридоров.

Разрушение трубопроводов оказывает техногенное воздействие, затрагивающее биохимические процессы, происходящие в атмосфере, почве и водоёмах, приводит к существенным материальным и людским потерям.

В результате многолетней работы по повышению надежности и безопасности эксплуатации объектов газотранспорт­ной системы в ПАО «Газпром» внедрен методический подход к управлению техническим состоянием и целостностью линейной части магистральных газопроводов (МГ), обеспечивающий долгосрочное планирование технического обслуживания, диагностирования и капитального ремонта.

По специальной научно-производственной программе осуществляется мониторинг всей трубопроводной системы с приложением программы ремонта в календарные сроки. Одновременно с ремонтом производится непрерывное усовершенствование системы управления с заменой на новые оборудование, системы и приборы контроля.

Планирование реконструкции и ремонта трубопроводов осуществляется на основе информации о фактическом техническом состоянии участков трассы МГ, получаемой по результатам внутритрубной дефектоско­пии (ВТД). Главным критерием планирования вывода участков в капитальный ремонт по результатам ВТД является комплекс  показателей технического состояния. Применение этого комплекса показателей на участках I и II категорий сложности позволило приблизить показатели надежности и технического состояния МГ к целевым, установленным в ПАО «Газпром» до 2020 г.

Проведение научно-практической конференции с обсуждением актуальных вопросов нефтегазового строительства «Безопасность и неразрушающий контроль при строительстве и эксплуатации трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа» является важным и своевременным мероприятием.

В работе конференции приняли участие ведущие специалисты в области строительства нефтегазовых магистральных трубопроводов и объектов их инфраструктуры, специалисты в области обеспечения их безопасности, ведущие разработчики, производители и поставщики оборудования для диагностики и неразрушающего контроля технологических операций при строительстве и эксплуатации нефтегазовых объектов, представители учебных и научно-исследовательских институтов, ВУЗов.

На конференции выступили: Н.А.Махутов, Б.П.Туманян, М.В.Лисанов, Г.Г.Васильев, В.С.Крутов, Б.С.Ланге, В.К.Иванец, Г.П.Батов, М.В.Григорьев, В.А.Бритвин, В.И.Хоменко.

В докладе директора Центра анализа риска Научно-технического центра проблем промышленной безопасности, д.т.н М.В.Лисанова, отмечалось, что согласно данным Ростехнадзора в настоящее время федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 4479 опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Сравнение аварийности на отечественных и зарубежных трубопроводных системах по данным EGIG, UKOPAи CONCAWEза последние 20 лет, показывает, что, несмотря на имеющиеся различия в критериях регистрации инцидентов и аварий в различных странах, удельная интенсивность аварий на российских магистральных трубопроводах не хуже показателей аналогичных зарубежных трубопроводных систем (0,07 – 0,30 аварий на 1000 км в год). В докладе были представлены предложения по предупреждению аварий на магистральных трубопроводах на основе внедрения риск-ориентированных методов, в том числе путем совершенствования системы сбора и анализа данных по инцидентам и авариям.

Основные цели неразрушающего контроля при обосновании безопасности трубопроводных систем сформулированы в докладечлена-корреспондента РАН, президента научно-промышленного союза «РИСКОМ»  Н.А.Махутова и директора «Центра стали, прочностных расчетов, сварки и металлоконструкций» ООО «НИИ Транснефть» Д.А.Неганова.         

В докладе освещаются результаты исследований и разработок по указанным направлениям, получаемые в академических (ИМАШ, ИМЕТ, ИПНГ), ведущих отраслевых (ООО «НИИ Транснефть», ВНИИГАЗ) институтах, ВУЗах (нефтегазовых университетах Москвы, Уфы, Тюмени), специализированных экспертных организациях (НПС «Риском», НУЦ «Качество»). При этом основное внимание уделено получению комплексными методами контроля и мониторинга той качественной информации, которая используется для обоснования параметров прочности, долговечности, остаточного и продленного ресурса, живучести, надежности и безопасности трубопроводов.

Как отмечалось в докладе к.т.н. Б.С.Ланге, на сегодняшний день приборы, являющиеся средствами измерения, внесены в Государственный реестр средств измерений по многим видам работ. Кроме того, большой парк оборудования, используемого для контроля качества строительства трубопроводов, составляют приборы, которые не являются средствами измерения и их показания носят информационный характер.

Сегодня линейка  снарядов-дефектоскопов, созданных для метода внутритрубной дефектоскопии, позволяет получить реальную картину состояния магистральных трубопроводов, как в период завершения строительства, так и в эксплуатационный период, однако метрология отсутствует.

Своевременная диагностика технического состояния трубопроводов позволяет предупреждать аварийные ситуации, связанные с повреждениями трубопроводов в процессе их эксплуатации, и, следовательно, минимизировать затраты на ремонтно-восстановительные работы.

Исходя из проведенного анализа современных методов диагностики магистральных трубопроводов, можно сделать следующий вывод: для проведения качественной и своевременной диагностики особо ответственных участков трубопроводов необходимо использовать несколько методов, дополняющих друг друга.

Необходимость единого подхода к вопросам оценки контроля качества и надёжности магистральных трубопроводов отметил генеральный директор ЗАО НПВО «НГС-оргпроектэкономика», д.т.н., проф. В.К.Иванец. Для исключенияпараллелизма в разработках новых методов и оборудования для неразрушающего контроля было предложено разработать перспективную программу в ТК 23 по данному вопросу.

Предлагается также на базе ТК 23 создать ПК (подкомитет) по «безопасности и неразрушающему контролю магистрального трубопроводного транспорта»,  в котором разработать программу, перечень норм и стандартов в указанной области.

Кроме того, в докладе поддержана необходимость созданиясистемы нормативных документов  на основе единых принципов диагностирования«Федеральные нормы и правила по техническому диагностированию» под эгидой  Ростехнадзора.

В докладе председателя Комитета по техническому диагностированию при Секции «Безопасность объектов нефтегазового комплекса» НТС Ростехнадзора, профессора кафедры Технологии переработки нефти РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, д.т.н.Б.П.Туманяна «Актуальные аспекты нормативно - правового обеспечения технического диагностирования объектов нефтегазового комплекса» освещены вопросы создания Системы нормативных документов по техническому диагностированию. Важнейшим и определяющим документом указанной Системы являются Федеральные нормы и правила по техническому диагностированию (ФНиП).

ФНиП «Техническое диагностирование» разрабатываются впервые, и их целью является организация единых подходов по техническому диагностированию, разработке и актуализации методологии по техническому диагностированию, внедрение в практику современных методов контроля, а также методологий по анализу фактического состояния и прогнозированию остаточного ресурса, развитие риск-ориентированного и дистанционного надзора.

Реализуемый во ФНиП «Техническое диагностирование» подход по системной организации, проведению и анализу результатов технического диагностирования позволит внедрять современные методы контроля, позволяющие выявлять дефекты на ранней стадии. С учетом точности определения характеристик дефектов, прогнозировать их развитие и ресурс объекта. ФНиП позволит создать единую отечественную базу по вероятности отказа объектов контроля, с учетом фактического состояния объектов, перейти от качественных методов анализа к количественным и, в конечном итоге, объединить в совокупном рассмотрении риск-ориентированные подходы при декларировании промышленной безопасности, риск-ориентированный надзор, и экспертизу промышленной безопасности на основе анализа риска.

Заместитель генерального директора АО «Межрегионтрубопровод строй» В.С.Крутов ознакомил с опытом работы организации по комплексному неразрушающему контролю качества при строительстве морских трубопроводов. Он отметил отсутствие отечественных установок автоматизированного ультразвукового контроля с функциональными и сертификационными параметрами, не уступающими импортным установкам, например, таким как Rotoskan (Голландия), Pipe Wizard (Канада)и их большуюзакупочнуюстоимость (около 39 млн.руб в зависимости от комплектации), влекущую за собой большие затраты на постоянное техническое обеспечение (ремонт, аттестация  оборудования и персонала, разработка техкарт, разработка и изготовление калибровочных блоков и т.д.).

Необходимость применения комплексного неразрушающего контроля (далее НК) при морском строительстве регламентируется требованиями нормативной, а также  проектной документации (СТО ГАЗПРОМ 2-3.7-050-2006 (DNV-OS-F101) Подводные трубопроводные системы, ГОСТ Р 54382-2011.Нефтяная и газовая промышленность. Подводные трубопроводные системы, НД №2-020301-003 Правила Российского морского регистра судоходства. Правила классификации и постройки морских трубопроводов). Методы неразрушающего контроля выбираются исходя из учета условий,  влияющих на чувствительность методов, а также из-за установленного уровня контроля. Уровень контроля, в свою очередь, определяется на основании накопленных пластических деформаций конкретного трубопровода в ходе монтажа и эксплуатации. Из-за различий методов по чувствительности или некоторых ограничений какого-либо метода может потребоваться комбинация двух или нескольких методов для гарантии оптимальной вероятности выявления опасных дефектов.

Заведующий кафедрой сооружения и ремонта газонефтепроводов и хранилищ РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина д.т.н., проф.Г.Г.Васильев в своём выступлении говорил о современных требованиях к подготовке специалистов в области строительного контроля, о необходимости разработать профессиональные стандарты к руководителям и специалистам, требующиеся работникам для выполнения определенных трудовых функций в области нефтегазового строительства. Необходимо в «Справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий» добавить специальность - «Специалист по строительному контролю и надзору при сооружении и ремонте газонефтепроводов и газонефтехранилищ».

Генеральный директор ЗАО «Ультракрафт» В.А.Бритвин в своем докладе отметил, что решение научных проблем должно способствовать расширению сферы применения неразрушающего контроля качества при  производстве продукции с аттестацией показателей качества готовой к использованию.

Зам. генерального директора ЗАО «Ультракрафт», к.т.н. В.И.Хоменко обосновал необходимость организации обеспечения безопасности на всех этапах строительства, начиная с разработки проектной документации, управления строительством, подготовки нормативной технической документации, контроля за производством металла для труб, заканчивая разносторонними испытаниями  подготовленного к укладке трубопровода.

К сожалению, подавляющее большинство положений актуализации нормативных документов базируется на результатах исследований и обобщении опыта строительства трубопроводов 20-30 летней давности.

За это время произошли существенные изменения в организации процесса строительства, конструкциях, применяемых материалах, технологии строительства,  машинной оснащённости, экологической обязательности, в современных требованиях надёжности и безопасности.

В тоже время не полностью используется  реализация системной и комплексной оценки качества выполняемых технологических операций (геоинформационные системы, геодезического позиционирования с использованием GPSи Глонасс для построения электронных (цифровых) карт с нанесением действительного положения трубопровода, дефектов, выявленных неразрушающими методами, внутритрубной диагностикой и другие данные).

Заместитель директора научно-образовательного центра «Качество» РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, к.т.н.Г.П.Батов в своём выступлении обозначил факторы, влияющие на достоверность контроля и появление ошибок в обнаружении дефектов.

В докладе научного руководителя НТС МИЦ ОПК «Сварка», к.т.н. М.В.Григорьева представлен опыт МГТУ им.Н.Э.Баумана  по созданию и применению установки автоматизированного ультразвукового контроля для оценки качества сварных соединений трубопроводов разного диаметра.

Результаты исследований  и разработок, приведённые в материалах конференции  служат обобщением знаний по рассматриваемой проблеме и указывают на необходимость проведения углублённых исследований, расширения опытных работ для достижения цели использования неразрушающего контроля при обосновании безопасности. Эти работы должны стать частью государственной научно-технической программы «Высоконадёжный трубопроводный транспорт».

К сожалению, в работе Конференции не приняли участия представители министерств и ведомств, многие предприятия и организации, занимающиеся разработкой и выпуском оборудования и средств для неразрушающего контроля, внутритрубной диагностики.

 

Решили:

1.Считать своевременным проведение научно-практической конференции по актуальным вопросам нефтегазового строительства «Безопасность и неразрушающий контроль при строительстве и эксплуатации трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа». Материалы конференции опубликовать в отраслевых средствах массовой информации.

2. Поручить ПНТС РОССНГС внести в разрабатываемую «НИИ Транснефть» научно-техническую программу «Высоконадёжный трубопроводный транспорт» предложения по материалам Конференции.

3.Отметить работу ТК 371, ТК 23; секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса НТС Ростехнадзора; ООО «Газпром ВНИИГАЗ»; МИЦ ОПК «Сварка»; кафедр РГУ нефти и газа им. Н.М.Губкина, АО «ВНИИСТ» по созданию методов, технологий и оборудования неразрушающего контроля при строительстве и эксплуатации трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа.

4.При разработке нормативно-технических документов по строительству нефтегазовых объектов рекомендовать Техническим комитетам  Заказчиков в обязательном порядке включать в них требования по контролю технологических параметров строительных процессов с использованием цифровых технологий.

5.Решение Конференции направить в соответствующие министерства и ведомства для использования в подведомственных и поднадзорных организациях при проектировании и/или производстве оборудования систем транспорта топливо-энергетических ресурсов, в том числе оборудования для неразрушающего контроля.

6.Предложить техническому комитету Росстандарта РФ при ТК 371 «Неразрушающий контроль» на базе ФГУП «ВНИИОФОН» или на базе ТК 23 создать ПК (подкомитет)по «безопасности и неразрушающему контролю магистрального трубопроводного транспорта жидких и газообразных углеводородов». Поручить подкомитету разработку программ, перечня норм и стандартов в указанной области, исключить  подобные поручения из других нормативных документов. Создать на основе единых принципов диагностирования «Федеральные нормы и правила Ростехнадзора по техническому диагностированию» с выдачей паспорта объекта и гарантийных обязательств.

7.Считать необходимым выполнить импортозамещение установок автоматизированного  ультразвукового контроля качества сварных соединений  трубопроводов. Подключить АО «Ультракрафт», НПЦ «Корпус» к доработке созданных моделей контрольного оборудования с доведением их параметров до оптимальных по функционалу и цене, проведением их международной сертификации.

8.Для выполнения требований  Федерального закона от 02.05.2015    N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» и Статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в РФ»  и установления единых требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенных трудовых функций в области нефтегазового строительства,  внести предложение в Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерство образования и науки РФ разработать следующие профессиональные стандарты в части формализации указанных требований к руководителям и специалистам:

·        Руководитель организации по сооружению и ремонту газонефтепроводов и газонефтехранилищ»;

·        «Специалист по инженерным изысканиям для газонефтепроводов и газонефтехранилищ»;

·        «Специалист по проектированию газонефтепроводов и газонефтехранилищ»;

·        «Специалист по сооружению и ремонту газонефтепроводов и газонефтехранилищ»;

·        «Специалист по строительному контролю и надзору при сооружении и ремонте газонефтепроводов и газонефтехранилищ».

 

Председатель ПНТС РОССНГС                                                В.Я.Лоренц

Секретарь ПНТС РОССНГС                                                     Н.Н.Бушова

2013 Российский Союз Нефтегазостроителей

omega replica

replica watches uk